Пишем сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
В своей комедии «Недоросль», Денис Фонвизин смело затрагивает актуальные социальные и образовательные вопросы своего времени, раскрывая представление о том, как важным фактором для процветания общества является правильное воспитание и образование. Поставленная в XVIII веке, эта пьеса, несмотря на свою историческую специфику, продолжает оставаться удивительно актуальной, оказывая влияние на читателей и зрителей различных эпох.
Содержание
Какие вопросы поднимает автор
Один из главных вопросов, который поднимается в пьесе, — это вопрос образования и воспитания. Главный герой, Молчалин, стоит за новым, более свободным и прогрессивным подходом к образованию, который отличается от формальной системы, представленной старшим поколением.
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
В пьесе Фонвизина критикуется бесплодная зубрежка, отсутствие практических навыков у молодежи, а также бессмысленные традиции и формализм в системе образования. Воспитание показано как процесс, который не способствует развитию личности, а, наоборот, ограничивает ее.
Герои «Недоросля» олицетворяют различные аспекты проблем образования и воспитания в России того времени. Эта комедия стала знаковым произведением, в котором Фонвизин высмеивает устаревшие традиции и призывает к необходимости изменений в системе образования и воспитания.
Сам недоросль – Митрофанушка, в пьесе демонстрирует все негативные качества провинциальных дворян. У него отсутствует интерес к обучению («Не хочу учиться, а хочу жениться!»), нет благородных целей в жизни, он хочет получить богатство просто так, взяв в жены богатую наследницу. Желания как-то работать самому, приносить пользу стране и окружающим людям Митрофан не испытывает никакого.
Такое поведение Митрофанушки во многом является плодами воспитания его родителей. Госпожа Простакова передает сыну свои худшие качества: высокомерие, жестокость и лицемерие. От своего отца, «маленького человека», Митрофан также усваивает, что его дворянское положение – самая важная привилегия, оправдывающая любой образ жизни.
В финале Митрофан ярко демонстрирует, что он четко усвоил жесткие уроки, которые преподавали ему родители. Он хладнокровно отворачивается от своей матери, демонстрируя эгоизм и отсутствие привязанности к собственной родне. На примере такого поступка автор показывает, что жестокость порождает жестокость, а отсутствие образования приводит к тому, что человек не может найти достойного места в жизни.
Еще один важный вопрос, который поднимается в пьесе, — это вопрос морали и нравственности. Фонвизин критикует дворянство, которое не уважает законы и правила общества, а также не заботится о своих крестьянах. В «Недоросле» автор показывает, как безнравственность и эгоизм могут привести к разрушению общества.
Также в пьесе поднимается вопрос о роли женщины в обществе. Фонвизин критикует патриархальные устои, которые ограничивают права женщин и не позволяют им развиваться. В «Недоросле» автор показывает, как женщины могут быть умными и образованными, но общество не дает им возможности проявить свои таланты.
В целом, пьеса «Недоросль» является важным произведением русской литературы, которое поднимает важные вопросы о воспитании, морали, роли женщины в обществе и образовании. Она помогает понять проблемы того времени и задуматься о том, как можно изменить общество к лучшему.
Главные герои
Положительные персонажи:
- Государственный служащий Правдин. Его значимая задача — следить за дворянской семьей Простаковых и обнаружить возможные нарушения. Правдин является представителем власти, стремящимся к соблюдению законов и порядка.
- Богатый помещик Стародум. Дядя Софьи, мудрый и справедливый человек с прогрессивными взглядами на общество. Резонер пьесы, через него автор выражает свои идеи и взгляды.
- Племянница Стародума Софья. Добрая и образованная девушка, восхищающаяся идеями своего дяди. Она осталась сиротой и проживает в семье Простаковых.
- Офицер Милон. Честный человек и возлюбленный Софьи. Он оказывает поддержку ей на протяжении сюжета и готов помочь ей в познакомлении со Стародумом.
Отрицательные герои:
- Семья Простаковых — дворяне, но их уровень образования оставляет желать лучшего. Их основная убежденность заключается в том, что материальные блага являются ключевым аспектом жизни. Они проявляют неуважение и даже жестокость к своим подчиненным.
- Митрофан, или Митрофанушка, является сыном в семье Простаковых. Этот «недоросль» представляет из себя необразованного и избалованного молодого человека, ориентированного исключительно на удовольствия и лишенного полезности для общества.
- Учителя Митрофана — курьезные личности, такие как Сидорович Кутейкин, Пафнутьевич Цыфиркин и Адам Адамович Вральман, которые воображают себя талантливыми педагогами. На деле же они не способны ничему научить, а лишь исказить восприятие молодого человека. Кутейкин даже вымогает незаслуженную оплату за свои сомнительные «уроки» Митрофана.
- Тарас Скотинин — брат Госпожи Простаковой, алчный и бескомпромиссный человек, стремящийся жениться на Софье.
В течение всей пьесы происходит столкновение интересов персонажей, а также разворачивается борьба за честность и справедливость.
Характеристика Митрофанушки
Митрофан, или Митрофанушка, — один из персонажей в комедии Николая Фонвизина «Недоросль». Его полное имя — Митрофан Иванович Лыков. Этот персонаж представляет собой типичного «недоросля» или «недокрасавца» того времени.
- Внешность и облик. Митрофан описывается как неуклюжий и неукрашенный молодой человек. Он далек от идеала красавца и не соответствует традиционному представлению о привлекательной внешности.
- Интеллект и образование. Герой характеризуется низким уровнем образования и неуклюжим поведением. Он представляет собой негативный образ образования и воспитания того времени, в котором формальные навыки и знания часто превышали практическую полезность и жизненный опыт.
- Недостаточное воспитание. Митрофан становится объектом насмешек в пьесе из-за своей наивности, легковерия и неспособности адекватно воспринимать окружающий мир. Его характер служит критике системы образования и воспитания, которая не готовит молодежь к реальным вызовам жизни.
- Семейное положение. Является сыном богатого купца, и его характер и судьба используются Фонвизиным для сатиры на общественные нормы и ценности, в том числе и на вопросы брака и семейной жизни.
- Роль в сюжете. Играет важную роль в развитии сюжета. Его глупость и наивность приводят к комическим ситуациям и взаимодействию с другими персонажами, что создает основу для сатирических замечаний Фонвизина относительно образования и воспитания в своей эпохе.
Образы учителей Митрофана
- Преподаватель Петрович. Учитель, принятый для обучения и воспитания Митрофана. Он является представителем старой школы, использующей устаревшие методы обучения и воспитания. Через его персонаж Фонвизин критикует традиционную систему образования.
- Сидорович Кутейкин. Сидорович Кутейкин в пьесе Фонвизина символизирует привычки и стереотипы поведения того времени. Его образ используется для создания комических сцен и для подчеркивания поверхностности и безудержности общества XVIII века. Кутейкин не является образцом образованности или заботливости по отношению к Митрофану Лыкову, и его роль в пьесе больше направлена на подчеркивание комических и сатирических элементов, чем на воспитание или образование.
Пафнутьевич Цыфиркин. Бывший солдат, а ныне учитель арифметики, он прекрасно понимает, что не может научить Митрофана всему, что знает, но все равно продолжает упорно трудиться. Он очень трудолюбив и искренне хочет быть хорошим наставником для своего ученика, но, к сожалению, его усилия не приносят желаемого результата. - Адам Адамович Вральман — персонаж пьесы «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина. Он представлен как бывший солдат армии, а теперь преподаватель «арихметики». Вральман не может по-настоящему обучить Митрофана, но отдает себе в этом отчет и не берет денег за свои услуги. Он трудолюбив и искренне старается быть хорошим наставником, но так и не справляется с этим.
- Как в комедии обличается крепостное право
В комедии «Недоросль» Дениса Фонвизина не непосредственно обличается крепостное право, но через сатирическую картину быта и нравов того времени автор косвенно выражает критику феодальной системы и обличает некоторые ее аспекты. Крепостное право, которое подразумевало зависимость крестьян от помещика и ограничивало их права и свободы, косвенно затрагивается в контексте общественной несправедливости, эксплуатации и неравенства.
- Образ крестьян. В пьесе присутствуют персонажи, представляющие крестьянский класс. Их низкое социальное положение и ограниченные возможности становятся результатом системы, в которой они находятся. Эти образы крестьян выступают как символ социальной несправедливости и бесправия, которые могли бы быть ассоциированы с крепостным правом.
- Картина быта. Фонвизин описывает быт и образ жизни различных социальных классов, включая помещиков и крестьян. В этой картине заметны негативные стороны феодальной системы, такие как эксплуатация труда и несправедливое распределение ресурсов.
- Комические ситуации. Сюжетные линии и комические ситуации в пьесе могут отражать нелепость и абсурдность той системы, которая поддерживает крепостное право. Например, встречаются персонажи, чьи поступки и решения могут быть прочитаны как символы абсурдности и безразличия к реальным проблемам общества.
История создания пьесы
Денис Фонвизин работал над своей комедией «Недоросль» в конце 1760-х годов. Пьеса была создана в контексте Российской империи XVIII века, когда происходили культурные, социальные и образовательные изменения под влиянием Просвещения.
Вот некоторые аспекты, которые могли повлиять на создание «Недоросли»:
- Социокультурный контекст. В это время в России происходили изменения под влиянием идей Просвещения. Люди начали обсуждать необходимость модернизации образования и воспитания, а также критиковать устаревшие традиции.
- Критика социальных и нравственных явлений. «Недоросль» является сатирой на общество своего времени. Фонвизин использовал комические элементы, чтобы высмеять нравы и образование тогдашнего общества, в том числе крепостное право, бездарных учителей и поверхностный подход к воспитанию.
- Опыт автора. Фонвизин сам был частью дворянского класса и имел образование. Его опыт, вероятно, влиял на способ изображения персонажей и событий в «Недоросли». Он использовал собственные наблюдения и воспоминания для создания живописных ироничных образов.
- Стремление к образованию. Одной из целей Фонвизина было привлечение внимания к проблемам образования и воспитания в своем обществе. Он стремился подчеркнуть несостоятельность традиционных методов обучения и их негативное воздействие на молодое поколение.
Таким образом, Фонвизин, создавая «Недоросль», анализировал и критиковал образовательные и социокультурные явления своего времени, используя комедийный формат для передачи своих идей и взглядов на современное общество.
Сюжет
Сюжет комедии «Недоросль» Дениса Фонвизина строится вокруг главного героя, Митрофана Лыкова, и его попыток адаптироваться к общественным нормам и стандартам образования своего времени. Вот краткое изложение сюжета:
- Вступление. Митрофан Лыков, сын богатого купца, возвращается домой после обучения в Москве. Он избалован, невежествен, и его воспитанием занимаются странные учителя.
- Проблемы в образовании. Митрофан обучается у курьезных учителей — Сидоровича Кутейкина, Пафнутьевича Цыфиркина и Адама Адамовича Вральмана. Эти учителя неспособны предоставить полноценное образование и, наоборот, вводят Митрофана в заблуждение.
- Представление героев. В пьесе представлены члены семьи Простаковых — дворян, но не имеющих должного образования. Они считают, что деньги являются главным в жизни, и проявляют беспорядочное отношение к своим обязанностям.
- Сюжетная линия с любовным треугольником. Митрофан влюбляется в Софью, племянницу богатого помещика Стародума. В это время брат Госпожи Простаковой, Тарас Скотинин, выражает желание жениться на Софье.
- Развитие конфликта. В семье Простаковых происходят семейные раздоры, в том числе в связи с браком Софьи. Митрофан сталкивается с противоречиями в образовании, которое он получил, и начинает осознавать свою недостаточность.
- Расклад сил. Офицер Милон, честный и любящий Митрофана, помогает ему разобраться в ситуации и противостоять алчности и несправедливости в окружающем мире.
- Разрешение: В конце пьесы происходит разрешение конфликта. Митрофан приходит к осознанию своих ошибок и стремится изменить свой образ жизни.
Развязка пьесы
В «Недоросли» Дениса Фонвизина развязка происходит в конце пьесы, когда главный герой, Митрофан Лыков, осознает свои ошибки и стремится изменить свой образ жизни.
- Осознание ошибок. Митрофан, ранее избалованный и необразованный молодой человек, сталкивается с трудностями и недостатками своего образования. Он начинает осознавать негативное влияние своих учителей, а также видит недостатки в семейных отношениях и общественных ценностях.
- Решимость измениться. Под воздействием честного и любящего офицера Милона, Митрофан решается изменить свою жизнь. Он проявляет стремление к образованию и личному развитию, отказывается от праздного и бесполезного образа жизни.
- Конфликт с семьей Простаковых. Митрофан сталкивается с семейными раздорами в семье Простаковых, где материальные интересы и беспорядочное поведение приводят к конфликтам. Это помогает ему окончательно освоиться с негативными аспектами своего прошлого.
- Развитие любовной линии. Любовная линия также разрешается. Милон, который любит Софью, помогает ей разобраться в сложной ситуации и, возможно, в будущем создать здоровые и счастливые отношения.
- Конечные изменения. В итоге Митрофан претерпевает значительные изменения в своем характере и поведении. Он стремится к саморазвитию, отказывается от поверхностных ценностей и становится более осознанным и образованным человеком.
Развязка «Недоросли» является, таким образом, процессом преобразования главного героя и разрешения основных конфликтов, критикованных в пьесе.
Главный смысл
В своем произведении, Денис Фонвизин подчеркивает важность образования в жизни людей всех социальных слоев. Он акцентирует, что образование способствует развитию благородства ума, качества, полностью отсутствующего в представлениях семьи Простаковых.
Также Фонвизин выявляет недостатки личности, которая стремится подняться на социальной лестнице. Он исследует последствия алчности, жестокости, необразованности и нечестности в делах.
Персонаж Стародум в пьесе становится голосом самого автора, выражая недовольство устройством общества и провинциального дворянства. Стародум считает, что дворяне должны были бы стремиться к образованию, учиться наукам и уважать всех, включая своих слуг. Он осуждает бесцельное унижение крестьян и развращение разума в бесполезных развлечениях.
Через призму критики семей Простаковых, их недостаточного образования и нравственных дефектов, Фонвизин поднимает важные вопросы, которые актуальны и в современном обществе. Как образование формирует личность? Какие ценности важны для процветания общества? Как влияют социальные нормы на межличностные отношения?
Смысл названия «Недоросль»: