Погружение в характер княжны Мери из «Героя нашего времени»

В романе «Герой нашего времени», характер и взгляды Григория Печорина раскрываются сквозь его связи с другими персонажами, особенно с женщинами. Читатель может лучше понять натуру Печорина, следя за его отношениями с представительницами прекрасного пола. Особое внимание уделяется историям его любви с тремя различными дамами, которые выделяются по характеру и жизненным стремлениям. Одной из них является молодая княжна Мери, ставшая участницей любовного треугольника с Печориным и Грушницким.

Характеристика

Княжна Мери представляет собой члена высшего общества, обладающего молодостью и избалованностью, однако ее личность нельзя назвать злобной. Из-за своего возраста и своей природы ее душа стремится к романтическим и трагическим характерам, что приводит к ее легкому увлечению сначала Грушницким, а затем и Печориным. История ее любви завершается трагически, и девушка получает жестокий жизненный урок. В романе не раскрывается ее дальнейшая судьба и изменения в ее характере.

Персонаж Мери представляет собой типичную молодую даму, существующую во все времена. Она наивна и романтична, мечтая о том, чтобы стать героиней сказок и историй, которые можно будет рассказывать. Ей еще слишком рано осознавать тот факт, что реальная жизнь часто оказывается более прозаичной. В этом аспекте Мери схожа с Печориным: оба они не готовы принять истинное положение вещей. Однако у княжны есть возможность преодолеть свое текущее положение и обрести счастье в условиях того «нашего времени», которое описано в романе (1830-е годы).

Так же, как и с Грушницким, читатели вначале видят последствия истории с княжной Мери, а затем уже сталкиваются с самой героиней. Романтические отношения и дуэль, вызванная этой любовной историей, становятся причиной ссылки Печорина в крепость N к Максиму Максимычу, где Григорий сразу находит себе новый романтический интерес. Таким образом, можно заключить, что княжна Мери играла не такую уж важную роль в жизни Печорина: их взаимоотношения прошли мимо него, не задев его чувства и просто послужив новым источником впечатлений.

В дальнейшем роль Мери заключается в том, что она помогает раскрыть характер Печорина. Из их любовной истории читатель узнает, что Григорий способен завоевать девушку намеренно, а затем относиться к ней с неуважением. Также становится ясно, что Печорин готов защищать честь девушки, но при этом не испытывает к ней особых чувств. Фактически он убивает Грушницкого только для собственного развлечения и самоудовлетворения, что свидетельствует о его невероятном эгоизме.

Мери, настоящее имя которой Мария Лиговская (однако ее окружение предпочитает использовать модное английское обращение), представляет собой богатую и образованную княжну. Ей суждено привилегированное положение в обществе, и она общается с высшим светом. Хотя в ее личности часто не выявляются какие-то выдающиеся черты: она просто представляет собой женщину своего времени, обладающую качественным образованием и стремящуюся обрести свое личное счастье.

Интересно отметить, что Мери увлекается обсуждением жизней окружающих и часто относится к другим с презрением. После уничижительного поведения Печорина она сама становится объектом насмешек и косых взглядов: ее возлюбленный не имеет намерения вступать в брак, и сама Мери получает сильный удар по своему самолюбию.

Мария Лиговская приезжает вместе со своей матерью на курортные минеральные воды с целью улучшения своего здоровья. Ее присутствие привлекает внимание молодых людей и светского общества: она идеально вписывается в эту среду, обладая достаточным образованием и привлекательной внешностью. Перед тем как появится Печорин, девушка привлекала внимание юнкера Грушницкого, и она отвечала на его проявленные симпатии, видя в нем трагическую и романтическую личность.

Внешний вид и поведение

Мери выглядит очаровательно. У нее стройная фигура, милое лицо, бархатные глаза и белоснежная улыбка. Ее нежность и юность создают впечатление, будто ей всего 16 лет. Она держится с достоинством, осознавая свою привлекательность.

В ее манерах четко прослеживается уверенность в себе и гордость. Мери считает, что не все заслуживают ее внимания. Она привлекательна и знает об этом. Однако после встречи с Печориным, ее гордость оказывается под угрозой, когда она становится объектом насмешек из-за своего высокомерного поведения.

В высказываниях Марии Лиговской проявляется ее высокий уровень образования, изысканные манеры и страсть к романтизму. Ее речь отличается экспрессивностью («…Или вы испытываете ко мне презрение, либо же в вас таится глубокая любовь!.. Возможно, вы желаете поиграть со мной, разволновать мою душу и затем бросить?…»), что свидетельствует о ее способности выражать эмоции. В собственном представлении она воспринимает себя как героиню романтической саги, погруженной в вихрь чувств и страстей.

Мария обладает знанием английского и французского языков, и она даже представляется в соответствии с модными тенденциями английского стиля.

Поведение княгини Мери формируется под влиянием ее сентиментальности, которая проявляется в следующих аспектах:

  1. Восхищение романтическими персонажами с захватывающей сюжетной линией.
  2. Желание самой стать объектом страстной любви.
  3. Слабость к дерзким и важным поступкам.
  4. Искреннее выражение своих чувств.
  5. Глубокое переживание романтических взаимодействий с мужчинами.
  6. Поиск «героя своего романа» в жизни.

Для Мери крайне важно поддерживать свой недосягаемый образ, который активно разрушает Печорин, игнорируя ее. Это вызывает у девушки сложные чувства. Когда Печорин рассказывает ей вымышленную трагическую историю, она моментально влюбляется в созданный им образ. В итоге она получает жестокий урок, потеряв Грушницкого и столкнувшись с отказом Печорина в браке перед отправкой его в ссылку после дуэли.

Основной целью Мери является желание прожить свой собственный роман, где она сама будет главной героиней. Она является преданным поклонником романтических произведений, где герои испытывают страстные чувства, и Мери мечтает оказаться в таком же повествовании. Характерно, что она наделяет окружающих качествами, которые она сама желает видеть: в Грушницком и Печорине она ищет романтических и трагичных личностей, чьи истории ошеломляют воображение.

В последствии Мери сталкивается с разочарованием, узнав, что романтика в реальной жизни гораздо реже, чем в ее любимых литературных произведениях. Девушке предстоит пережить процесс взросления, однако судьба и характер ее дальнейшего развития остаются неизвестными для читателя.

Отношение к героине

Мери завоевывает симпатии окружающих своей милой, доброй и привлекательной натурой. В качестве завидной невесты она легко привлекает поклонников, однако близко допускает только тех, кого считает достойными. Возможно, ей приходится сталкиваться с завистью со стороны других девушек, чьи внешние данные, богатство или успехи не так велики. После неудачного обращения Печорина и его бесцеремонного ухода, Мери подвергается насмешкам в обществе. Разрыв и удар по ее самоуважению оказываются настолько тяжелыми, что ведут к серьезному ухудшению ее здоровья.

Михаил Юрьевич Лермонтов выделил Мери, так же, как и остальных женщин в романе, яркой и необычной личностью. Он изобразил ее как действительно добрую девушку, которая немного запуталась в своих чувствах из-за своей юности и неопытности. Также, как и Бэла или Вера, Мери не смогла стать для Печорина по-настоящему важной. И несмотря на то, что именно Григорий унизил Мери и утоптал ее гордость, автор показывает нам, что на самом деле Печорин оказался не достаточно ценным для этой девушки.

 

Помогла статья? Оцените её

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...