Дикой в пьесе «Гроза»: образ и влияние на сюжет

Одним из самых ярких представителей «тёмного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза» является купец Савел Прокофьевич Дикой. Это богатый, влиятельный, но грубый и деспотичный человек, олицетворяющий худшие черты патриархального общества. Дикой представляет собой типичного самодура, который привык подавлять окружающих своим криком, властью и деньгами. Его образ играет важную роль в раскрытии основной идеи пьесы — противостояния свободы и угнетения.

Социальное положение и роль в обществе

Дикой — один из самых богатых людей в городе Калинове. Он купец, владелец торгового предприятия, что делает его крайне влиятельной фигурой в обществе. В условиях патриархального уклада, существовавшего в России XIX века, состоятельные купцы нередко имели большую власть в своих городах, иногда даже превосходя по влиянию официальные власти. Дикой в полной мере пользуется своим положением, злоупотребляя властью и не встречая сопротивления.

Подпишись на Путь к знаниям

Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.

Жители Калинова вынуждены терпеть его выходки и грубость, потому что зависят от него экономически. Многие люди, работающие на него или зависящие от его денег, не могут открыто выражать недовольство, так как рискуют остаться без средств к существованию. Даже чиновники предпочитают с ним не конфликтовать, так как он богат и способен влиять на городские процессы.

Дикой является представителем старого, патриархального порядка, основанного на жестком неравенстве, где власть принадлежит тем, у кого есть деньги и сила. Он убежден, что может поступать, как ему заблагорассудится, и не терпит возражений. Его поведение отражает общие черты «тёмного царства» — среды, где царят жестокость, страх и несправедливость.

Черты характера Дикого

Дикой как представитель власти и богатства. Дикой является одной из самых влиятельных фигур в городе. О нём говорят:

«Савел Прокофьич Дикой, купец, значительное лицо в городе…»

Несмотря на свою силу, он не использует её во благо. Люди даже пытаются призвать его к справедливости:

«Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело…»

Но Дикой не желает применять своё влияние для добрых поступков.

Вспыльчивость и грубость Дикого. Дикой – человек крайне вспыльчивый. Вся его жизнь «основана на ругани»:

«Как не ругать! Он без этого дышать не может…»

Жители города отмечают его привычку обижать окружающих:

«Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве?»
«Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет…»

Даже Кулигин, интеллигентный человек, открыто спрашивает:

«За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?»

Но Дикой не может остановиться – его характер таков, что он постоянно кричит и унижает людей.

Домашний тиран. Семья Дикого вынуждена терпеть его деспотизм. Домашние не знают, как угодить ему:

«А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам…»
«Столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут…»

Даже жена каждое утро в слезах умоляет домашних не сердить его:

«Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: „Батюшки, не рассердите! голубчики, не рассердите!“»

Когда Дикой уходит из дома, все радуются:

«Дома-то рады-радехоньки, что ушел…»

Это ярко подчёркивает атмосферу страха, царящую в его доме.

Враждебность ко всем вокруг. Дикого в городе называют «воином», потому что он вечно ругается:

«Одно слово: воин!»

Сам он гордится этим:

«Ну так что ж, что я воин? Ну, что ж из этого?»

Он воспринимает окружающих как существ низшего порядка:

«Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю…»

Дикой считает, что может делать с людьми всё, что захочет.

Жадность и эксплуатация людей. Дикой – очень жадный человек. Он признаётся:

«Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет…»

Он не платит своим работникам жалованье:

«У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит…»

Когда работники пытаются пожаловаться городничему, тот не может им помочь:

«Городничий и стал ему говорить: „Послушай, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько!“»

Но Дикой даже чиновника не боится и нагло отвечает:

«Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать!»

Это подчёркивает, что власть и деньги позволяют Дикому оставаться безнаказанным.

Отношение к Борису. Дикой должен выплатить племяннику Борису часть наследства, но делает это только при условии полного подчинения:

«Бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием <…> Если мы будем к нему почтительны…»

Но даже несмотря на почтительность Бориса, Дикой его постоянно ругает:

«Это Дикой племянника ругает…»
«Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит…»

На самом деле Дикой просто не хочет отдавать деньги:

«У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!»

Таким образом, Борис оказывается в безвыходном положении – он не может ни противостоять дяде, ни получить своё наследство.

Противоречивость характера. Иногда Дикой осознаёт свою жестокость:

«Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!»

Иногда он даже раскаивается:

«После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся…»

Но эти моменты слабости кратковременны – вскоре он снова срывает злость на окружающих.

Союз с Кабанихой. Дикой и Кабаниха – два главных представителя «тёмного царства». Они находят общий язык и любят обсуждать свои проблемы:

«Ты только одна во всем городе умеешь меня разговаривать…»

Оба персонажа деспотичны, жестоки и не терпят возражений.

Противостояние с другими персонажами

Дикой и Борис. Борис – племянник Дикого, который полностью от него зависит. Он получил европейское образование и отличается от дяди мягким характером и интеллигентностью. Однако Дикой относится к нему крайне несправедливо, потому что не хочет делиться наследством:

«Бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием <…> Если мы будем к нему почтительны…»

Это условие даёт Дикому полную власть над Борисом. Несмотря на все старания юноши быть вежливым, дядя продолжает унижать его:

«Это Дикой племянника ругает…»
«Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит…»

Борис мечтает уехать в Сибирь, чтобы избавиться от власти Дикого, но не может сделать этого без денег, которые ему по праву принадлежат.

Главное влияние Дикого на судьбу Бориса заключается в том, что он не даёт ему возможности защитить Катерину. У Бориса нет ни денег, ни свободы действий. Если бы он был независимым человеком, он мог бы забрать Катерину и спасти её от трагического исхода. Но зависимость от Дикого делает его слабым и пассивным, что приводит к гибели его возлюбленной.

«Я бы её увёз отсюда, да ведь как же я могу!»

Таким образом, Дикой косвенно становится одной из причин трагедии Катерины.

Дикой и Кулигин. Кулигин – единственный человек в городе, кто не боится открыто осуждать Дикого. Он – умный и просвещённый человек, который понимает, насколько вредны такие люди, как Савел Прокофьевич.

«За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?»

Кулигин пытается бороться с самодурством Дикого и Кабанихи с помощью разума, но не имеет власти, чтобы изменить ситуацию. Он предлагает построить громоотвод в городе, хочет принести пользу обществу, но Дикой насмехается над ним и отказывается давать деньги:

«Захочу – помилую, захочу – раздавлю…»

Этот диалог показывает, что в обществе, где правят Дикой и ему подобные, умные и прогрессивные люди, как Кулигин, остаются в нищете и бесправии.

Однако Кулигин до конца остаётся голосом разума в пьесе. Именно он в финале говорит правду о жестокости и несправедливости, ставшей причиной смерти Катерины.

«Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите!»

Дикой и Катерина. Катерина – символ чистоты и свободы, а Дикой – олицетворение старых порядков и самодурства. Он не является её прямым угнетателем, как Кабаниха, но он – часть той системы, которая доводит её до трагического конца.

Катерина не боится Дикого, потому что презирает таких людей:

«Да разве уж в самом деле нет над нами суда?»

Она видит мир иначе, чем Дикой. Для него жизнь – это власть, деньги и страх, а для неё – любовь, свобода и вера. Катерина не может жить в мире, где правят такие люди, как Дикой и Кабаниха.

Более того, если бы Дикой не держал Бориса в зависимости, возможно, Катерина могла бы сбежать с ним и найти счастье. Но в мире Дикого любовь и свобода невозможны.

Таким образом, Дикой — один из основных антагонистов пьесы. Он не просто отдельный персонаж, а собирательный образ, воплощающий худшие черты самодержавного общества.

Дикой и «тёмное царство»

Дикой — типичный представитель «тёмного царства», термина, который ввёл Н. А. Добролюбов в своём разборе пьесы «Гроза». Этот термин обозначает атмосферу страха, произвола и угнетения, царящую в Калинове.

Дикой — это власть денег, страх перед сильными и жестокость по отношению к слабым. Он — воплощение несправедливого мира, который подавляет таких людей, как Катерина.

Однако стоит отметить, что его власть не бесконечна. Появление таких людей, как Кулигин и Борис, а также трагедия Катерины показывают, что «тёмное царство» начинает рушиться.

Савел Прокофьевич Дикой — один из самых запоминающихся персонажей пьесы «Гроза». Его образ символизирует деспотизм, жадность, самодурство и жестокость. Это человек, который привык властвовать над людьми, злоупотреблять своей властью и не считаться ни с кем.

Однако, несмотря на своё влияние, Дикой — трусливый человек. Он боится сильных, а свою злость срывает на слабых. Его образ служит ярким примером пороков патриархального общества, которое не терпит свободы и независимости.

Пьеса «Гроза» показывает, что время таких людей, как Дикой, подходит к концу. Катерина, которая стремится к свободе, своим трагическим финалом доказывает, что жить в страхе больше нельзя. И хотя Дикой остаётся безнаказанным, зрителю становится очевидно: его мир уже не будет таким, как прежде.

Помогла статья? Оцените её

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...