Дикой в пьесе «Гроза»: образ и влияние на сюжет
Одним из самых ярких представителей «тёмного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза» является купец Савел Прокофьевич Дикой. Это богатый, влиятельный, но грубый и деспотичный человек, олицетворяющий худшие черты патриархального общества. Дикой представляет собой типичного самодура, который привык подавлять окружающих своим криком, властью и деньгами. Его образ играет важную роль в раскрытии основной идеи пьесы — противостояния свободы и угнетения.
Содержание
Социальное положение и роль в обществе
Дикой — один из самых богатых людей в городе Калинове. Он купец, владелец торгового предприятия, что делает его крайне влиятельной фигурой в обществе. В условиях патриархального уклада, существовавшего в России XIX века, состоятельные купцы нередко имели большую власть в своих городах, иногда даже превосходя по влиянию официальные власти. Дикой в полной мере пользуется своим положением, злоупотребляя властью и не встречая сопротивления.
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
Жители Калинова вынуждены терпеть его выходки и грубость, потому что зависят от него экономически. Многие люди, работающие на него или зависящие от его денег, не могут открыто выражать недовольство, так как рискуют остаться без средств к существованию. Даже чиновники предпочитают с ним не конфликтовать, так как он богат и способен влиять на городские процессы.
Дикой является представителем старого, патриархального порядка, основанного на жестком неравенстве, где власть принадлежит тем, у кого есть деньги и сила. Он убежден, что может поступать, как ему заблагорассудится, и не терпит возражений. Его поведение отражает общие черты «тёмного царства» — среды, где царят жестокость, страх и несправедливость.
Черты характера Дикого
Дикой как представитель власти и богатства. Дикой является одной из самых влиятельных фигур в городе. О нём говорят:
«Савел Прокофьич Дикой, купец, значительное лицо в городе…»
Несмотря на свою силу, он не использует её во благо. Люди даже пытаются призвать его к справедливости:
«Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело…»
Но Дикой не желает применять своё влияние для добрых поступков.
Вспыльчивость и грубость Дикого. Дикой – человек крайне вспыльчивый. Вся его жизнь «основана на ругани»:
«Как не ругать! Он без этого дышать не может…»
Жители города отмечают его привычку обижать окружающих:
«Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве?»
«Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет…»
Даже Кулигин, интеллигентный человек, открыто спрашивает:
«За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?»
Но Дикой не может остановиться – его характер таков, что он постоянно кричит и унижает людей.
Домашний тиран. Семья Дикого вынуждена терпеть его деспотизм. Домашние не знают, как угодить ему:
«А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам…»
«Столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут…»
Даже жена каждое утро в слезах умоляет домашних не сердить его:
«Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: „Батюшки, не рассердите! голубчики, не рассердите!“»
Когда Дикой уходит из дома, все радуются:
«Дома-то рады-радехоньки, что ушел…»
Это ярко подчёркивает атмосферу страха, царящую в его доме.
Враждебность ко всем вокруг. Дикого в городе называют «воином», потому что он вечно ругается:
«Одно слово: воин!»
Сам он гордится этим:
«Ну так что ж, что я воин? Ну, что ж из этого?»
Он воспринимает окружающих как существ низшего порядка:
«Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю…»
Дикой считает, что может делать с людьми всё, что захочет.
Жадность и эксплуатация людей. Дикой – очень жадный человек. Он признаётся:
«Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет…»
Он не платит своим работникам жалованье:
«У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит…»
Когда работники пытаются пожаловаться городничему, тот не может им помочь:
«Городничий и стал ему говорить: „Послушай, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько!“»
Но Дикой даже чиновника не боится и нагло отвечает:
«Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать!»
Это подчёркивает, что власть и деньги позволяют Дикому оставаться безнаказанным.
Отношение к Борису. Дикой должен выплатить племяннику Борису часть наследства, но делает это только при условии полного подчинения:
«Бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием <…> Если мы будем к нему почтительны…»
Но даже несмотря на почтительность Бориса, Дикой его постоянно ругает:
«Это Дикой племянника ругает…»
«Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит…»
На самом деле Дикой просто не хочет отдавать деньги:
«У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!»
Таким образом, Борис оказывается в безвыходном положении – он не может ни противостоять дяде, ни получить своё наследство.
Противоречивость характера. Иногда Дикой осознаёт свою жестокость:
«Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!»
Иногда он даже раскаивается:
«После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся…»
Но эти моменты слабости кратковременны – вскоре он снова срывает злость на окружающих.
Союз с Кабанихой. Дикой и Кабаниха – два главных представителя «тёмного царства». Они находят общий язык и любят обсуждать свои проблемы:
«Ты только одна во всем городе умеешь меня разговаривать…»
Оба персонажа деспотичны, жестоки и не терпят возражений.
Противостояние с другими персонажами
Дикой и Борис. Борис – племянник Дикого, который полностью от него зависит. Он получил европейское образование и отличается от дяди мягким характером и интеллигентностью. Однако Дикой относится к нему крайне несправедливо, потому что не хочет делиться наследством:
«Бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием <…> Если мы будем к нему почтительны…»
Это условие даёт Дикому полную власть над Борисом. Несмотря на все старания юноши быть вежливым, дядя продолжает унижать его:
«Это Дикой племянника ругает…»
«Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит…»
Борис мечтает уехать в Сибирь, чтобы избавиться от власти Дикого, но не может сделать этого без денег, которые ему по праву принадлежат.
Главное влияние Дикого на судьбу Бориса заключается в том, что он не даёт ему возможности защитить Катерину. У Бориса нет ни денег, ни свободы действий. Если бы он был независимым человеком, он мог бы забрать Катерину и спасти её от трагического исхода. Но зависимость от Дикого делает его слабым и пассивным, что приводит к гибели его возлюбленной.
«Я бы её увёз отсюда, да ведь как же я могу!»
Таким образом, Дикой косвенно становится одной из причин трагедии Катерины.
Дикой и Кулигин. Кулигин – единственный человек в городе, кто не боится открыто осуждать Дикого. Он – умный и просвещённый человек, который понимает, насколько вредны такие люди, как Савел Прокофьевич.
«За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?»
Кулигин пытается бороться с самодурством Дикого и Кабанихи с помощью разума, но не имеет власти, чтобы изменить ситуацию. Он предлагает построить громоотвод в городе, хочет принести пользу обществу, но Дикой насмехается над ним и отказывается давать деньги:
«Захочу – помилую, захочу – раздавлю…»
Этот диалог показывает, что в обществе, где правят Дикой и ему подобные, умные и прогрессивные люди, как Кулигин, остаются в нищете и бесправии.
Однако Кулигин до конца остаётся голосом разума в пьесе. Именно он в финале говорит правду о жестокости и несправедливости, ставшей причиной смерти Катерины.
«Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите!»
Дикой и Катерина. Катерина – символ чистоты и свободы, а Дикой – олицетворение старых порядков и самодурства. Он не является её прямым угнетателем, как Кабаниха, но он – часть той системы, которая доводит её до трагического конца.
Катерина не боится Дикого, потому что презирает таких людей:
«Да разве уж в самом деле нет над нами суда?»
Она видит мир иначе, чем Дикой. Для него жизнь – это власть, деньги и страх, а для неё – любовь, свобода и вера. Катерина не может жить в мире, где правят такие люди, как Дикой и Кабаниха.
Более того, если бы Дикой не держал Бориса в зависимости, возможно, Катерина могла бы сбежать с ним и найти счастье. Но в мире Дикого любовь и свобода невозможны.
Таким образом, Дикой — один из основных антагонистов пьесы. Он не просто отдельный персонаж, а собирательный образ, воплощающий худшие черты самодержавного общества.
Дикой и «тёмное царство»
Дикой — типичный представитель «тёмного царства», термина, который ввёл Н. А. Добролюбов в своём разборе пьесы «Гроза». Этот термин обозначает атмосферу страха, произвола и угнетения, царящую в Калинове.
Дикой — это власть денег, страх перед сильными и жестокость по отношению к слабым. Он — воплощение несправедливого мира, который подавляет таких людей, как Катерина.
Однако стоит отметить, что его власть не бесконечна. Появление таких людей, как Кулигин и Борис, а также трагедия Катерины показывают, что «тёмное царство» начинает рушиться.
Савел Прокофьевич Дикой — один из самых запоминающихся персонажей пьесы «Гроза». Его образ символизирует деспотизм, жадность, самодурство и жестокость. Это человек, который привык властвовать над людьми, злоупотреблять своей властью и не считаться ни с кем.
Однако, несмотря на своё влияние, Дикой — трусливый человек. Он боится сильных, а свою злость срывает на слабых. Его образ служит ярким примером пороков патриархального общества, которое не терпит свободы и независимости.
Пьеса «Гроза» показывает, что время таких людей, как Дикой, подходит к концу. Катерина, которая стремится к свободе, своим трагическим финалом доказывает, что жить в страхе больше нельзя. И хотя Дикой остаётся безнаказанным, зрителю становится очевидно: его мир уже не будет таким, как прежде.