Катерина в «Грозе»: трагический портрет героини

Во второй половине 19 века зрители впервые ознакомились с пьесой Александра Николаевича Островского. В это период общество активно обсуждало предстоящие перемены. Современники писателя восприняли «Грозу» как призыв к свободе и инновациям.

«Гроза» считается вершиной литературного наследия Александра Николаевича Островского, представляя собой одно из наиболее выдающихся произведений отечественной драматургии. В этой пьесе автор занимается глубоким рассмотрением проблем взаимоотношений между двумя абсолютно разными поколениями. Кроме того, затрагиваются темы семьи, брака и покаяния. Ключевой фигурой в сюжете является Катерина Кабанова.

Катерина, юная дама, ранее вела умиротворенную жизнь, наслаждаясь посещением церкви, видя яркие сновидения и оказывая помощь своей матери. Однако, с заключением брака с Тихоном Кабановым, её благосостояние начинает быстро ухудшаться под воздействием свекрови. Пытаясь сбежать из этого «темного царства», девушка становится затаенной в своих встречах с загадочным незнакомцем.

Катерина занимает центральное положение в пьесе, где ее мысли, чувства и переживания подробно раскрываются.

Она оказывается полностью зависимой от мужа и свекрови, как в финансовом, так и в моральном плане, в условиях патриархального общества. Кабаниха постоянно утверждает свою деспотичность, нападая и критикую Катерину, в то время как Тихон ограничен в выражении своих чувств и мнений из-за материнского влияния.

История жизни

Биография героини соответствует тогдашним обычаям. Ещё в молодом возрасте её выдают замуж, поскольку в тот период времени мало было других альтернатив. Муж Катерины не испытывает к ней любви, скорее она вызывает у него сочувствие. Неожиданно для самой себя, она начинает питать нежные и теплые чувства к Борису, молодому и образованному племяннику влиятельного горожанина. Это влечение оказывается роковым для Катерины.

Еще с самого детства Екатерина окружалась любовью, нежностью и заботой, живя в изобилии у состоятельного купца. Мать берегла дочь, не перегружая её домашними обязанностями, что позволяло ей наслаждаться свободой и беззаботностью, словно птичка на воле. Мама с любовью наряжала свою дочь, создавая образ куклы.

С самого детства Катерина была проникнута любовью к церкви. Однако во время богослужения её мысли часто уносились в дальние небеса.

Родители внушили Катерине чистоту и искренность души, а также отсутствие потребности в лжи.

Катерина, хоть и вступившая в брак с Тихоном, не является фактической хозяйкой дома, эту роль с уважением занимает Марфа Игнатьевна.

Спокойная и сдержанная Катя не вмешивается в семейные и бытовые аспекты, несмотря на это, её независимость пугает Кабаниху. Девушка не придерживается устаревших обычаев и традиций, поэтому она решительно отказывается выть, провожая мужа в его дорожные поездки.

Кабаниха не просто испытывает неприязнь к невесте, а проявляет откровенное презрение и неудовлетворение. Женщина ежедневно выражает критику и буквально морально наступает на девушку. При этом Катерина избегает открытых столкновений и конфликтов. Отклонение Кати от устаревших правил и установленного порядка Кабанихи вызывает семейные разногласия.

Марфа Игнатьевна не только руководит своей собственной жизнью, но и оказывает влияние на судьбы остальных членов семьи.

Тихон выражает Катерине свои чувства, проявляет прощение и сочувствие к своей супруге. Однако он полностью подчиняется воле матери и не в состоянии восстать против ее указаний. Большинство поступков героя совершаются под воздействием Кабанихи.

Катерина испытывает ужас перед самой собой и перед высшей силой из-за своей грешной любви. Она публично признается в измене перед всем обществом, лишившись надежды на понимание, поддержку или прощение. Отчаянная, она выбрасывается в реку.

Девушка часто представляла себя в облике птицы, и последние моменты ее жизни даровали ей возможность почувствовать свободу полета.

Внешность

В «Грозе» нет конкретного описания внешности Катерины Кабановой. Информацию о ее внешности можно получить из высказываний других персонажей произведения. Они оценивают ее как очаровательную, привлекательную и красивую женщину, находящуюся в расцвете сил.

До брака Катерина была словно светило своей уникальной энергией, и даже после свадьбы она сохранила свою привлекательность. Однако жизнерадостность уступила место унынию и тоске.

Характер

Героиня выделяется среди прочих персонажей в пьесе. Катерина обладает силой и устойчивостью, однако ее характер также отмечен впечатлительностью, мечтательностью и задумчивостью, которые переплетаются с духом свободы и решимости.

Даже подвергаясь тирании со стороны Кабанихи и проживая в ее доме, Катерина сумела сохранить свою стойкость и чистоту. Она не соглашалась подчиняться нормам и правилам, налагаемым Марфой Игнатьевной.

Девушка стремится к личному счастью, однако оказывается в тупике, под влиянием религиозной морали и вновь возникших чувств.

Судьба героини выдалась трагической. Душа Катерины тянется к высотам, стремится к свободному полету в чистом небе, к духовной свободе. В «Грозе» символ свободы, птица, периодически упоминается не случайно. Катерина сравнивает свою предсудьбенную жизнь с жизнью вольной птицы. «Почему люди не могут летать, как птицы? — спрашивает она у Варвары. — Иногда мне кажется, будто я птица». Однако эта птичка оказывается запертой в клетке, а именно в доме Кабановых.

С младенчества девушка ступала в святыни. В её памяти остались образы прощения и сострадания, но она представляет Бога как строгого судью, чья воля заключается в наказании и установлении запретов.

Отношения с Борисом

Молодые сердца влюбляются друг в друга, но страшатся выразить свои чувства. Встречаться им нелегко, поскольку Катерина несвободна. Они случайно пересекаются только на бульваре и в церкви. Уезд мужа становится поводом для героев проводить тайные встречи под покровом ночи («И все десять ночей я гуляла»). На своих встречах они признаются друг другу в любви. Последнее свидание происходит в лесу, непосредственно перед трагическим концом Катерины.

Внутренний конфликт героини представляет собой трагическую борьбу между устоявшимися представлениями патриархального мышления и естественными потребностями живого сердца.

Помогла статья? Оцените её

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...